О.Н.Бахмет
Почва как компонент экосистемы выполняет в ней совершенно определенную работу и обладает для этого собственным механизмом функционирования. Структура и динамика растительности на территории, не принимая во внимание климатические условия, в основном предопределена особенностями почвенного покрова. Очевидно, что для сохранения разнообразия растительных сообществ в регионе необходимо сохранение разнообразия почв.
Проблемы охраны почв активно обсуждаются в последние десятилетия на международных форумах. Так, на VI Всемирной конференции по проблемам продовольствия (Рим, 1974 г.) было принято обращение к ФАО разработать «Всемирную хартию почв» для обеспечения наиболее рационального использования почвенных ресурсов мира (принята в 1982 г.). В России в 2002 г. был утвержден Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором в ст. 4 отмечено, что особому вниманию подлежат редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы. В настоящее время в Государственной думе РФ рассматривается законопроект «Об охране почв», в котором предусмотрена более детальная номенклатура этих объектов.
Почвенный покров Карелии представлен широким набором почв различного генезиса. Разнообразие форм рельефа, кристаллических пород и четвертичных отложений обусловливает высокую мозаичность почвенного покрова и сложные сочетания почв. Встречается их множество разновидностей, среди которых есть редкие, даже уникальные не только для Карелии, но и для России. Методической основой для выделения почвенных объектов, подлежащих охране, может служить ряд положений (Апарин и др., 2007):
Руководствуясь представленными положениями, на территории Карелии целесообразно выделить следующие категории объектов:
1) уникальные – встречающиеся только в одном месте,
2) редкие – встречающиеся только в нескольких местах на ограниченной площади,
3) фоновые (эталонные) – наиболее широко распространенные.
К первым двум категориям на территории Карелии следует отнести следующие почвы:
Горно-тундровые и горно-подзолистые почвы встречаются в северо-западной части республики, где отдельные кристаллические холмы и гряды достигают высоты почти 600 м над уровнем моря. Они развиваются на эродированных склонах, маломощных моренных наносах и элювии коренных пород, обычно сильно щебенчаты и хрящеваты. Наряду с этим содержат значительную примесь мелкозема. Подзолистый горизонт в горных почвах слабо выражен или отсутствует, но иллювиально-гумусовый развит. Иногда он залегает непосредственно под органогенным горизонтом, который, как правило, оторфован. Эти почвы сохраняются в НП «Паанаярви».
Маршевые (засоленные) почвы сформировались на бывшем дне Белого моря, отступающего в послеледниковый период в результате поднятия Балтийского кристаллического щита. Они содержат много хлора, серы, водорастворимых минеральных веществ, что не типично для зоны подзолистых почв. Для этих почв характерна слоистость и тяжелый механический состав почвообразующих пород, что способствует развитию глеевого процесса. Кроме этого, маршевые почвы богаты органическим веществом практически по всему профилю, поскольку минеральные слои чередуются с прослойками водорослей. Здесь отмечается повышенное биоразнообразие и отмечены исключительно редкие в Карелии луга естественного происхождения. Выделение ареала данных почв необходимо в нескольких местах на побережье Белого моря, что связано с различными типами берега и, соответственно, формированием вариаций маршевых почв. Такие участки сохраняются в планируемых ЛЗ «Сыроватка», «Гридино», а также действующем ЛЗ «Сорокский».
Шунгитовые почвы сформировались на одноименных сланцах. Эти почвы уникальны не только в регионе, но и в мире. По «Классификации почв СССР» (1977) они отнесены к дерново-шунгитовым. Эти почвы уникальны, они обладают большим естественным плодородием не только за счет органического вещества, формирующегося в результате преобразования поступающих растительных остатков, но и за счет углерода шунгитов. За почти черную окраску ранее их называли «олонецкими черноземами». Почвенный профиль слабо дифференцирован. Хорошо развитая корневая система травянистых растений и активная деятельность почвенной фауны способствует формированию мощного гумусового горизонта. За счет темного цвета эти почвы поглощают больше солнечной энергии и соответственно лучше прогреваются, что благоприятным фактором для развития растительности. На фоне Карелии они обладают очень высоким плодородием, поэтому в районе их распространения (Заонежский полуостров) отмечается очень высокое разнообразие видов и сообществ. Такие почвы предлагаются к охране в пределах ООПТ «Заонежье». Они также являются носителями «памяти» распространенных здесь ландшафтов и человеческой культуры (давнее и широкое хозяйственное освоение данной территории).
Вторично-дерновые почвы также являются весьма ценным объектом. Гумусово-аккумулятивный процесс почвообразования под лесной растительностью в Карелии связан с хозяйственной деятельностью человека. В результате подсечной системы земледелия происходило обогащение верхних горизонтов почвы элементами минерального питания. После прекращения использования под сельскохозяйственные культуры территория зарастала травянистой растительностью, которая способствовала накоплению органического вещества в почве и развитию дернового процесса. Впоследствии происходило облесение данных участков. В настоящее время подавляющая по площади часть таких почв сосредоточена в южной Карелии. Обычно на них произрастают высокопроизводительные хвойно - лиственные разнотравные леса. Значительные по площади участки таких почвенных объектов обнаруживаются в пределах большинства действующих и планируемых ООПТ в среднетаежной подзоне Карелии.
От редактора. Впрочем, здесь следует заметить, что с прекращением подсечного земледелия такие почвы за пределами ста лет обычно возвращаются к исходному состоянию. Так, в двухярусных елово –лиственных древостоях ель постепенно вытесняет березу и осину и формируется одновозрастный монодоминантный ельник, что приводит к восстановлению типичных подзолистых почв.
Кроме перечисленных четырех категорий почв, заслуживающих охраны, необходимо особое внимание обратить на примитивные и неполноразвитые почвы, сформировавшиеся в условиях скальных местообитаний. Они наиболее уязвимы к антропогенным воздействиям, то есть на крутых склонах легко подвергаются смыву при повреждении лесозаготовительной техникой и деградируют при рекреационных нагрузках (вытаптывании). Их восстановление занимает очень длительный период. В естественном состоянии такие почвы охраняются в пределах многих действующих и планируемых ООПТ – НП «Ладожские шхеры», «Паанаярви», «Калевальский», ЛЗ «Гридино» и др.
В качестве почвенных эталонов выделяются климаксовые почвы, определяющие тип коренных биогеоценозов. В почвенном покрове Карелии преобладают подзолистые почвы. Такие почвы образуются на бедных основаниями породах, различных по механическому составу и происхождению: флювиогляциальных и озерных песках, моренных песчаных и супесчаных отложениях. Формирование таких почв связано также с господством хвойных лесов. Основная масса органических остатков поступает с наземным опадом, который беден зольными элементами и азотом. Недостаток оснований, кислая реакция наряду с биохимическими особенностями растительных остатков (большим содержанием смол, восков, лигнина) обусловливает малую активность микрофлоры и медленную гумификацию и минерализацию опада. Запас подстилки на поверхности таких почв превышает годичный наземный опад в 5-20 раз.
Различный генезис и гранулометрический состав почвообразующих пород способствовали широкому видовому разнообразию подзолистых почв. К флювиогляциальным песчаным отложениям, как правило, приурочены поверхностно-подзолистые почвы и подзолы иллювиально-железистые (здесь и далее используется «Классификация почв СССР», 1977). Такие почвы бедны органическим веществом и элементами минерального питания. На песчаных и супесчаных моренных отложениях развиваются подзолы иллювиально-железистые и гумусово-железистые, содержание органического вещества в которых в четыре раза превышает количество его в поверхностно-подзолистых почвах. С возрастанием тонких частиц в почвообразующей породе увеличивается плодородие почв и соответственно биоразнообразие территории. В связи с достаточно холодным климатом, низкой испаряемостью, а следовательно, высоким коэффициентом увлажнения, большие площади республики занимают болотно-подзолистые и болотные почвы.
Почвенные эталоны подзолистых, болотно-подзолистых и болотных почв целесообразно выделять дифференцированно по таежным подзонам в связи со значительными различиями условий почвообразования. В северотаежной подзоне основные почвенные эталоны широко представлены в ГПЗ «Костомукшский», НП «Калевальский» и «Паанаярви», в среднетаежной в ГПЗ «Кивач» и НП «Водлозерский» и др.
Итак, действующая и планируемая сеть ООПТ покрывает часть ареалов всех почв, подлежащих охране, поэтому нет необходимости в выделении дополнительных участков для этих целей. С данной точки зрения к первоочередным планируемым объектам следует отнести следующие (№ в Приложении 4): ООПТ «Заонежье» (№ 1), НП «Ладожские шхеры» (№ 2), ЛЗ «Воттоваара» (№ 10), «Гридино» (№ 12), Сыроватка» (№ 30).