А.В.Кравченко
Охрана объектов растительного мира направлена на сохранение всего разнообразия растений и грибов и растительных сообществ; формируемая сеть ООПТ должна быть флористически и фитоценотически репрезентативной (в пределах региона).
В связи с тем, что видовой состав растений и грибов Карелии изучены достаточно полно, составлен список видов, нуждающихся в охране (Красная книга.., 2007), именно наличие на территории тех или иных охраняемых и наиболее уязвимых видов является основным ботаническим критерием для предложений по охране участка. Предпочтение имеют сосудистые растения, как наиболее хорошо изученная группа, представители которой достаточно легко распознаваемы в природе. Наличие охраняемых видов сосудистых растений обычно индицирует присутствие представителей и других групп растений и грибов, что показано на примере северного Приладожья в границах планируемого НП «Ладожские шхеры» (Heikkilä et al., 1999).
Кадастр растительных сообществ Карелии находится только в состоянии составления, появление «Зеленой книги (фитоценозов)» в ближайшем будущем не ожидается. С полным основанием нуждающиеся в охране типы фитоценозов можно выявить только для болотных сообществ, очень хорошо изученных и имеющих давнюю историю охраны (Антипин, Токарев, 1991; Антипин, Кузнецов, 1998 и др.). Следует отметить, что значительная часть взятых в Карелии под охрану болот представлена наиболее обычными массивами – с преобладанием верховых (отчасти и переходных) фаций (см. раздел 3.4). Это диктовалось необходимостью сохранения ягодников клюквы и морошки в условиях широкой осушительной мелиорации и было вполне оправдано. Несмотря на масштабность мелиоративных работ, достоверные данные об исчезновении в регионе хотя бы одного болотного вида или типа фитоценоза отсутствуют.
Достаточно хорошо изучена луговая растительность (Раменская, 1958), но так как луга почти все вторичные, то они являются скорее объектами природно-культурного наследия. Сохранение луговых массивов с наиболее богатой флорой от зарастания лесом, безусловно, является важной задачей (что давно осознано, например, в Финляндии). Однако это сопряжено с необходимостью их традиционного использования – выпаса или сенокошения, что в сложившихся социально-экономических условиях почти всегда невозможно. Необходимость охраны на примере одного из луговых массивов (урочище Леппяля) показана С. Р. Знаменским и О. Л. Кузнецовым (2008).
Хорошо изучены и приморские сообщества (Бабина, 2002), но реальной угрозы им не существует. Водная и прибрежная растительность в республике изучены очень слабо. Впрочем, учитывая огромное количество водных объектов – свыше 100 тыс. рек и озер, многие из которых полностью или частично находятся в границах существующих ООПТ, необходимость специальных мер по охране водной флоры и растительности еще требует обоснования. Следует, однако, учитывать, что берега и прибрежные сообщества часто являются местами концентрации видов с различными экологическими требованиями и сообществами с иногда достаточно контрастными экологическими режимами. Особенно ценны долины рек, которые выполняли в прошлом (и продолжают выполнять в настоящем) функции экологических коридоров (биогеографических русел) для расселения значительного числа видов. Часто прибрежные экосистемы являются единственными местами обитания многих видов, отсутствующих на обширных плакорных территориях, занятых монотонной зональной лесной и болотной растительностью. Здесь сообщества сложены почти исключительно видами с обширными голарктическими или евразиатскими ареалами.
Специфическими для Карелии, расположенной почти полностью на Балтийском щите, являются выходы на дневную поверхность кристаллического фундамента, наиболее частые и обширные на берегах Белого моря, озер и рек в тектонических разломах. Значительное число нуждающихся в охране видов приурочено именно к выходам скал, особенно основного или карбонатного состава с достаточно отвесными склонами. Здесь, в условиях сниженной конкуренции со стороны более «сильных» таежных видов, встречаются, иногда в значительном отрыве от основной части ареала, многие как северные, так и южные виды растений и лишайников. Обычно такие местообитания испытывают слабую антропогенную нагрузку, которая нередко только способствует расселению редких видов на освободившееся после нарушения растительного и почвенного покрова пространство. Ряд исключительно ценных с точки зрения сохранения регионального разнообразия территорий – Северное Приладожье, Прионежье, в меньшей степени также Заонежье – испытывает сильный пресс со стороны горной промышленности. Наиболее критическая ситуация сложилась в Прионежье, где многочисленные карьеры на Шокшинской гряде представляют реальную угрозу для многих охраняемых и редких видов растений и лишайников (Природные комплексы.., 2005).
Горно-тундровые сообщества, приморские тундроподобные сообщества, горные лесотундры и приморские леса лесотундрового облика достаточно хорошо представлены на существующих на северо-западе республики и на морском побережье ООПТ: ГЗ «Кандалакшский» (Кемь-Лудский участок), НП «Паанаярви», ЛЗ «Полярный круг», «Кузова» и «Сорокский», планируемых на побережье Белого моря ЛЗ «Сыроватка» и «Гридино» .
Наиболее парадоксальная ситуация сложилась с лесной флорой и растительностью. Многие охраняемые лесные виды растений и грибов, а также относительно редкие типы растительных сообществ достаточно хорошо сохраняются в водоохранных зонах и в малоценных в лесоэксплуатационном отношении и обычно отличающихся повышенным уровнем разнообразия различных переувлажненных, с низким запасом древесины, фаутных и т.п. лесах, оставляемых в недорубах. В связи с этим с определенными основаниями к наиболее уязвимым в региональном масштабе можно отнести зональные типы коренного леса – широко распространенные сосняки и ельники брусничные и черничные и т.п. в среднетаежной подзоне, а также воронично-брусничные и воронично-черничные – в северотаежной. При этом следует иметь в ввиду изменение в производных лесах структуры древостоев, состава мохообразных, лишайников и афиллофороидных грибов, тогда как флора сосудистых растений затрагивается в минимальной степени. Совершенно очевидно, что из всех типов растительности именно лесная, испытывающая максимальный антропогенный пресс, должна быть объектом первоочередной охраны.
Подавляющее большинство широко распространенных видов растений и грибов, а также растительных сообществ, представлены на существующих ООПТ высокого ранга – ГПЗ «Кивач», НП «Водлозерский», ПП «Валаамский архипелаг», федеральные ЗЗ «Кижский» и «Олонецкий» - для среднетаежной биоты; ГПЗ «Костомукшский», НП «Калевальский» и «Паанаярви» - для северотаежной и другие. Особенно высока значимость в охране редких и наиболее уязвимых видов ГПЗ «Кивач» (Кравченко, 1993; Кучеров и др., 2000), ПП «Валаамский архипелаг» (Кравченко, Кузнецов, 2003а), ЗЗ «Кижский» (Кравченко и др., 2000а, б) и НП «Паанаярви» (Кравченко, Кузнецов, 2003а, б; 2008).
Следует подчеркнуть, что стратегия охраны разных групп растений и грибов может существенным образом отличаться. Для сохранения комплекса растений и грибов (эпифитные и эпиксильные мохообразные и лишайники, дереворазрушающие грибы), обитающих в «старых» лесах со стабильной фитосредой и наличием сухостоя, валежа на разных стадиях разложения, требуются достаточно крупные по площади участки. Это должны быть коренные леса с выраженной «оконной» динамикой (с естественными прогалинами на разных стадиях восстановления). Для афиллофороидных грибов ключевыми для сохранения региональной микобиоты являются такие ООПТ, как ГПЗ «Костомукшский» и НП «Калевальский» (Крутов и др., 2008), при этом с точки зрения охраны сосудистых растений эти территории существенно уступают другим (Кравченко, Кузнецов, 2003 а).
Для эффективной охраны многих видов достаточны небольшие по площади территории – иногда десятки квадратных метров, например, в случае выходов на дневную поверхность кристаллического фундамента, особенно отвесных скал.
Для охраны ряда видов и сообществ формальные границы ООПТ определить достаточно просто: это либо болотный массив, участок берега, выходы коренных пород и т.п. Для лесных видов целесообразнее всего брать под охрану лесоустроительный квартал, имеющий четкие границы в виде просек, либо часть квартала, ограниченного просеками и визирными линиями. В крайнем случае, это может быть лесной выдел, обычно имеющий лишь временные границы на плане лесонасаждений. Впрочем, его контуры могут быть четко зафиксированы в ГИС с использованием GPS- навигаторов. Для охраны многих видов достаточно оставить вне хозяйственной деятельности минимальные по площади участки - порядка одного гектара.
Режим охраны в каждом случае определяется индивидуально, учитывая то, что нет двух видов с одинаковой экологической амплитудой. Для многих видов любое антропогенное воздействие явно отрицательно. Некоторые же виды, например, из числа сосудистых растений, успешно произрастают только на участках со слабой антропогенной нагрузкой. С другой стороны, другие ценные виды успешно осваивают производные субстраты. Так, охраняемый в России прострел весенний иногда заселяет стенки противопожарных канав, охраняемые в Карелии астрагал почти-полярный и остролодочник грязноватый иногда встречаются по песчаным обочинам дорог, гвоздика песчаная – в песчаных карьерах.
Необходимо отметить, что многие ценные в ботаническом отношении объекты уже были включены в сеть перспективных ООПТ Карелии (Белоусова и др., 1992; Экологическая ситуация.., 1993; Волков и др., 1995; Лесные ресурсы.., 2003 и др.). Это явилось одним из оснований для выделения и определения предварительных границ перспективных ООПТ в ранге НП и ЛЗ (некоторые из которых уже учреждены). В то же время целый ряд охраняемых видов (как и редких типов фитоценозов) не оказались в сети перспективных объектов.
Первоочередной охране подлежат виды, внесенные в Красную книгу Республики Карелия (2007). В нее по существующим требованиям, внесены также все виды, включенные в Красную книгу РСФСР (Приказ.., 2005). Особенно ценны места их концентрации, а также прочие наиболее уязвимые к различным видам человеческой деятельности объекты растительного мира. Особое внимание уделяется климатическим реликтам голоцена, эндемикам, видам на границе ареала, встречающимся экстразонально сообществам и сообществам с необычным сочетанием видов (например, южных степных и северных арктоальпийских) и т.п. В большинстве случаев именно присутствие охраняемых, редких, наиболее уязвимых видов (например, индикаторов коренных лесов) определяет ценность фитоценозов (нередко сформировавшихся в редких для Карелии экотопах).
![]() Рис. Карта схема Карелии с перспективными участками - наиболее важными с точки зрения сохранения регионального разнообразия флоры и растительности (нумерация по тексту) |
Наиболее важными с точки зрения сохранения регионального разнообразия флоры и растительности (в ряде случаев и существующей угрозы) представляются следующие объекты, на которых целесообразно учреждение небольших по площади БЗ или ПП (рис., дать географические координаты):
1. Отроги Шокшинской гряды между Вехручьем и Шелтозером восточнее урочища Леонова Сельга. Здесь в елово-лиственных разнотравных лесах обычны клен и липа, которые иногда достигают значительных размеров (до 50 см в диаметре и 15 м высоты).
В живом напочвенном покрове нередки цинна широколистная, овсяница гигантская, медуница неясная, ясменник душистый, на скалах встречаются охраняемые лишайники лобария легочная, пельтигера Дегена и др., несколько видов охраняемых мхов;
2. Болотная система на западном берегу оз. Лижмозеро. Здесь недавно обнаружены охраняемые в России и редчайшие в Карелии виды липарис Лезеля и офрис насекомоносная, а также целый ряд других охраняемых в Карелии видов сосудистых растений и мохообразных;
3. Участок сосновых лесов на песчаных почвах в районе д. Куркийоки. Здесь произрастает охраняемый в России прострел весенний;
4. Луговой массив в окрестностях д. Мойсенвара. Здесь находится одно из 4 известных в Карелии пунктов произрастания охраняемого в России вымирающего реликтового вида гроздовника простого;
5. Долина р. Кокколанйоки в районе д. Тоунан, где обнаружена, вероятно, наиболее процветающая в Карелии популяция копытеня европейского;
6. Участок долины р. Кумса в районе г. Медвежьегорска, где на песчаных склонах обитает редчайший вид - кардаминопсис скальный;
7. Низинный болотный массив в окрестностях д. Кяппясельга, где в одной из двух известных в Карелии точек был обнаружен первоцвет мучнистый, в изобилии встречаются схенус ржавый, ряд других охраняемых видов растений;
8. Участок побережья оз. Тулмозеро в районе д. Пажала, на котором в массе произрастает охраняемый в России восковник болотный в наиболее восточной точке ареала;
9. Болотный массив «Мужезерский» в окрестностях д. Ведлозеро, на котором произрастает большое количество охраняемых видов растений;
10. Лесо-болотная система к северу от д. Колатсельга, на котором встречается несколько охраняемых в России видов растений, в т.ч. очеретник бурый;
11. Лесо-болотная система в районе д. Лехта, в которой найдено большое число болотных евтрофных видов, в т.ч. очеретник бурый в наиболее восточной точке ареала;
12. Скальный мыс Коркеаниеми на северном берегу оз. Малое Янисъярви, где в одном из двух известных в Карелии пунктов произрастет реликтовый вид солнцецвет монетолистый, а также целая группа других охраняемых и редких видов;
13. Северо-восточный полуостров оз. Суйсарь, где на скалах основного состава в огромном отрыве от основной части ареала найдена лапчатка сжатая в ассоциации с целым рядом других охраняемых видов растений и лишайников;
14. О. Хедостров в Заонежском заливе Онежского озера, на котором обнаружены охраняемые в России башмачок настоящий, калипсо луковичная, и в Карелии – дремлик темно-красный, смолевка поникающая, гвоздика песчаная и др.;
15. Юго-восточное побережье губы Святуха Онежского озера южнее г. Зимняя. Здесь представлены многочисленные обнажения горных пород с отвесными скалами до 50 м. На мелководье губы встречаются многие охраняемые в России водные виды, например, полушники озерный и колючеспоровый, лобелия Дортмана. На скалах произрастают охраняемые в Карелии виды костенец северный, вероника колосистая и др.;
16. Долина руч. Каменный в южной части г. Петрозаводска, где в непосредственной близости от городской застройки сохранилось большой количество охраняемых видов, в т.ч. внесенные в Красную книгу России башмачок настоящий и калипсо луковичная. Здесь находится одна из самых крупных в Карелии популяций охраняемой ветреницы лютиковой.
Одним из основных критериев выделения данных объектов послужило то, что многие из упоминающихся видов не представлены ни на одной существующей или планируемой ООПТ более высокого ранга. Важными в природоохранном отношении являются и многие другие территории (Кравченко, Сазонов, 1999).
Из планируемых крупных по площади ООПТ выдающееся значение для охраны растительного мира имеет НП «Ладожские шхеры». Эта территория отличается повышенным разнообразием биоты и максимальной как для существующих, так и планируемых объектов насыщенностью видами, внесенными в Красные книги разного ранга (Heikkilä et al., 1999; Максимов, Максимова, 2000; Кравченко, 2001; Кравченко, Кузнецов, 2003а и др.).
Основными положениями для охраны растительного мира можно считать следующие: