ГЭП-анализ для территории Республики Карелии
english version

ГЭП-анализ для территории Республики Карелии
ГЭП-анализ для территории Республики Карелии
ГЭП-анализ для территории Республики Карелии Конференции Публикации Презентации Полезные ссылки
ГЭП-анализ для территории Республики Карелии

Исследование видового разнообразия



Исследование разнообразия местообитаний



Оценка состояния сети ООПТ Карелии



Концепция развития сети ООПТ в Республике Карелия




Green Belt


Водоохранные зоны как экологические коридоры 
А.Н.Громцев П.Ю.Литинский

Обязательным элементов сети ООПТ являются так называемые экологические коридоры. Принято считать, что по ним осуществляется миграция или перемещение видов между ООПТ и другими сохранившимися в естественном или близком к нему состоянии участками. Это обеспечивает устойчивое существование популяций различных организмов. Очевидно, что данное утверждение распространяется только на те виды, которые в процессе жизненного цикла неспособны преодолеть территории в той или иной степени трансформированные антропогенными факторами (например, обширные массивы сплошных вырубок). В результате нарушается обмен между частями популяций, что может привести к ее деградации или вымиранию. Исследования в этом направлении до настоящего времени носят очень ограниченный и фрагментарный характер, поэтому не сформулированы конкретные практические рекомендации для создания региональной системы экологических коридоров. В принципе она должна обеспечивать территориальную целостность и связанность сети ООПТ. Краткое обобщение новейших теоретических представлений в отношении этих природоохранных объектов дается в работе А.С.Паженкова с соавторами (2005, с.12-15). Не формулируя их, обратимся к анализу практической ситуации с экологическими коридорами в Республике Карелия.

Согласно новому Лесному кодексу в Российской Федерации действует система «защитных» лесов. Они «подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемых ими полезными функциями» (статья 12, пункт 4).

В регионе общая площадь защитных лесов 2943.8 га или 20.2% лесного фонда Министерства лесного комплекса Республики Карелия. Более 80 % из них представлено водоохранными лесами (см. рис). Зоны с такими лесами практически уже давно выступают в роли экологических коридоров. Из них на 914. 1. тыс.га запрещены рубки главного пользования. Это почти исключительно запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб (Постановление Правительства Республики Карелия от 6 июля 2007 г. № 102-П «Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Карелия»). Здесь разрешены только рубки ухода, в том числе обновления и переформирования. Они направлены на поддержание защитных качеств древостоев. Другая категория водоохранных лесов – запретные полосы по берегам рек и озер на общей площади 1529.2 тыс.га. Впрочем, в них в соответствии с указанным выше Постановлением допускаются рубки главного пользования. Это значительно снизит статус данной категории защитных лесов с природоохранной точки зрения. Однако, согласно Лесному кодексу и новым «Правилами заготовки древесины» (Приказ МПР РФ № 184 от 16 июля 2007 г.) сплошные и выборочные рубки полностью запрещены во всех категориях водоохранных лесов. Очевидно, что исполняться должны федеральные законы.

Впрочем, в связи с принятием нового Водного кодекса настоящее время сложилась следующая ситуация. До 2006 г. минимальная ширина водоохранных зоны в исполнение документов федерального уровня устанавливалась по Постановлению Правительства Республики Карелия от 09.1999 № 456. Это постановление действует и в настоящее время и к нему прилагается полный список водных объектов с указанием ширины зоны. Согласно новому Водному кодексу (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ) водоохранные зоны сокращаются примерно на порядок. Так, даже вдоль рек протяженностью более 50 км они не могут быть более 200 м. Возникает противоречие между различными правовыми и нормативными ведомственными документами. В итоге не вполне понято - какими по ширине будут эти зоны.

Оценивая современное состояние водоохранных зон в Республике Карелия, можно примерно выделить их три основные категории - с лесами:

1. Коренными или близкими к ним (в возрасте более 100-120 лет) в районах не затронутых широкомасштабными сплошными рубками до образования водоохранных зон (в северной части Карелии);

2. Производными на разных стадиях антропогенных сукцессий в возрасте до 50 лет в районах затронутых широкомасштабными сплошными рубками до образования водоохранных зон (в средней части Карелии);

3. Производными в возрасте более 100 лет, сформировавшиеся в результате неоднократных выборочных рубок в 18-19 веках и не затронутые сплошными рубками в 20 веке (в южной части Карелии).

Так или иначе, водоохранные леса играют очень важную роль в общей территориальной системе охраняемых, в том числе в качестве рекреационных объектов. Последнее обусловлено тем, что вдоль крупных рек и вокруг озер «канализируются» основные потоки рекреантов – туристов, отдыхающих «выходного дня» и др. (см. раздел 3.9). Итак, при условии соблюдения ограничений природопользования в водоохранных зонах (лесах), установленных Лесным кодексом и «Правилами заготовки…», они могут (в пока еще неопределенной степени) обеспечивать «связанность» территориальной системы ООПТ.

Версия для печати (35 Kb, скачиваний: 101)

Обоснование и рекомендации по развитию сети ООПТ различного профиля в Республике Карелия

  Последние изменения: 3 июля 2008