А.Н.Громцев П.Ю.Литинский
Обязательным элементов сети ООПТ являются так называемые экологические коридоры. Принято считать, что по ним осуществляется миграция или перемещение видов между ООПТ и другими сохранившимися в естественном или близком к нему состоянии участками. Это обеспечивает устойчивое существование популяций различных организмов. Очевидно, что данное утверждение распространяется только на те виды, которые в процессе жизненного цикла неспособны преодолеть территории в той или иной степени трансформированные антропогенными факторами (например, обширные массивы сплошных вырубок). В результате нарушается обмен между частями популяций, что может привести к ее деградации или вымиранию. Исследования в этом направлении до настоящего времени носят очень ограниченный и фрагментарный характер, поэтому не сформулированы конкретные практические рекомендации для создания региональной системы экологических коридоров. В принципе она должна обеспечивать территориальную целостность и связанность сети ООПТ. Краткое обобщение новейших теоретических представлений в отношении этих природоохранных объектов дается в работе А.С.Паженкова с соавторами (2005, с.12-15). Не формулируя их, обратимся к анализу практической ситуации с экологическими коридорами в Республике Карелия.
Согласно новому Лесному кодексу в Российской Федерации действует система «защитных» лесов. Они «подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемых ими полезными функциями» (статья 12, пункт 4).
В регионе общая площадь защитных лесов 2943.8 га или 20.2% лесного фонда Министерства лесного комплекса Республики Карелия. Более 80 % из них представлено водоохранными лесами (см. рис). Зоны с такими лесами практически уже давно выступают в роли экологических коридоров. Из них на 914. 1. тыс.га запрещены рубки главного пользования. Это почти исключительно запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб (Постановление Правительства Республики Карелия от 6 июля 2007 г. № 102-П «Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Карелия»). Здесь разрешены только рубки ухода, в том числе обновления и переформирования. Они направлены на поддержание защитных качеств древостоев. Другая категория водоохранных лесов – запретные полосы по берегам рек и озер на общей площади 1529.2 тыс.га. Впрочем, в них в соответствии с указанным выше Постановлением допускаются рубки главного пользования. Это значительно снизит статус данной категории защитных лесов с природоохранной точки зрения. Однако, согласно Лесному кодексу и новым «Правилами заготовки древесины» (Приказ МПР РФ № 184 от 16 июля 2007 г.) сплошные и выборочные рубки полностью запрещены во всех категориях водоохранных лесов. Очевидно, что исполняться должны федеральные законы.
Впрочем, в связи с принятием нового Водного кодекса настоящее время сложилась следующая ситуация. До 2006 г. минимальная ширина водоохранных зоны в исполнение документов федерального уровня устанавливалась по Постановлению Правительства Республики Карелия от 09.1999 № 456. Это постановление действует и в настоящее время и к нему прилагается полный список водных объектов с указанием ширины зоны. Согласно новому Водному кодексу (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ) водоохранные зоны сокращаются примерно на порядок. Так, даже вдоль рек протяженностью более 50 км они не могут быть более 200 м. Возникает противоречие между различными правовыми и нормативными ведомственными документами. В итоге не вполне понято - какими по ширине будут эти зоны.
Оценивая современное состояние водоохранных зон в Республике Карелия, можно примерно выделить их три основные категории - с лесами:
1. Коренными или близкими к ним (в возрасте более 100-120 лет) в районах не затронутых широкомасштабными сплошными рубками до образования водоохранных зон (в северной части Карелии);
2. Производными на разных стадиях антропогенных сукцессий в возрасте до 50 лет в районах затронутых широкомасштабными сплошными рубками до образования водоохранных зон (в средней части Карелии);
3. Производными в возрасте более 100 лет, сформировавшиеся в результате неоднократных выборочных рубок в 18-19 веках и не затронутые сплошными рубками в 20 веке (в южной части Карелии).
Так или иначе, водоохранные леса играют очень важную роль в общей территориальной системе охраняемых, в том числе в качестве рекреационных объектов. Последнее обусловлено тем, что вдоль крупных рек и вокруг озер «канализируются» основные потоки рекреантов – туристов, отдыхающих «выходного дня» и др. (см. раздел 3.9). Итак, при условии соблюдения ограничений природопользования в водоохранных зонах (лесах), установленных Лесным кодексом и «Правилами заготовки…», они могут (в пока еще неопределенной степени) обеспечивать «связанность» территориальной системы ООПТ.